+7 (495) 229-50-70
10:00 - 19:00 пн-пт, сб (11:00 - 19:00)
+7 (903) 151-36-04
Дежурный тел. (10:00 - 19:00)
О компании   |   Контакты   |   Туристам   |   Корпоративным клиентам   |   Агентствам
Туры по регионам



Подписка на рассылку
Узнайте первыми о новостях, скидках и спец.предложениях

 
Отписаться от рассылки »

Мы в социальных сетях

Туры по видам активности

Туры по стоимости

Внутренние курсы валют для всех типов оплаты
на 23.08.2017 ( СЕГОДНЯ )
$ = 60.8108 руб.
€ = 71.6777 руб.
на 24.08.2017 ( ЗАВТРА )
$ = 60.9051 руб.
€ = 71.6488 руб.
Главная  >  Статьи  >  Журнал Эксперт: Горы европейского уровня

Статьи

Журнал Эксперт: Горы европейского уровня
Журнал Эксперт: Горы европейского уровня

Журнал Эксперт: Горы европейского уровня

Дата: 16.06.08
Раздел: Пресса о нас

Горы европейского уровня

Алена Седлак, редактор отдела «Политика» «Эксперт Юг»

В обозримом будущем Приэльбрусье может стать курортом мирового класса — главным на Северном Кавказе


Двуглавый Эльбрус украшает флаг Кабардино-Балкарии. Он ее символ, ее гордость, а с некоторых пор — и основная точка экономического роста республики. Создание туристическо-рекреационой зоны в Приэльбрусье — основа стратегии развития региона до 2022 года, разработанной республиканским правительством, а также один из приоритетов развития всего Юга России, включенный в федеральную целевую программу финансирования. В последнее время самая высокая точка Европы (высота Эльбруса — 5642 м) все больше притягивает внимание и зарубежных инвесторов, готовых участвовать в создании жемчужины Кавказа, как называют Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии.

Догнать Францию

Концепцию развития горнолыжных курортов в Приэльбрусье по заказу правительства Кабардино-Балкарии разрабатывала российская группа компаний «Горимпекс» совместно с французами. «Франция — страна номер один в области горнолыжного туризма. Мы привыкли в этом плане смотреть на Швейцарию, Австрию, но именно Франция — лидер и по количеству катающихся, и по количеству подъемников, гостиниц. Поэтому мы работаем с французами. Мы хотели получить некий взгляд извне, от европейских специалистов. Если мы собираемся строить курорт европейского уровня, надо было понять, как сами европейцы видят развитие этой территории», — рассказывает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.

Созданный российско-французскими усилиями план сегодня проходит последние стадии согласования. В нем обозначены наиболее привлекательные участки для строительства канатных дорог, гостиничных комплексов, зоны развития различных видов туризма. На площади более 500 кв. км предполагается создать четыре курортных сектора, где одновременно сможет пребывать 33 тысячи человек. Здесь планируется проложить 62 горнолыжные трассы (общая протяженность — 108 км) и построить 32 канатные дороги разного типа протяженностью 54 км, способные обслуживать 67 тысяч человек в час.

Еще один проект — в республике его считают самым амбициозным — создание комплекса «Джилы-Су» на северо-восточном склоне Эльбруса. Снег там лежит почти круглый год, а те, кто бывал у источников минеральных вод Джилы-Су, рассказывают о почти чудесных свойствах бьющей из эльбрусских недр «живой воды». Осваивать эту территорию предстоит практически с нуля — до сих пор там никто ничего не строил. В этом, впрочем, есть особая привлекательность для инвестора: можно использовать любые формы и технологии, воплощать самые смелые идеи. Проект освоения северо-восточного склона горы готова реализовать компания «Интеррос», с которой уже подписаны соответствующие соглашения.

Все эти проекты руководство республики в марте представило на международном инвестиционном форуме MIPIM-2008 в Каннах. Во Францию, взятую Кабардино-Балкарией за эталон развития туристических рекреаций, привезли тематическую экспозицию, посвященную именно туризму — проекты общей стоимостью 1,2 млрд евро. Итогом стала предварительная договоренность с итальянским банком инфраструктурного и инновационного развития Banca Infrastrutture Innovazione e Sviluppo. «Представители банка специально приезжали на выставку, чтобы познакомиться с нашими проектами. Кроме Приэльбрусья их заинтересовало строительство железной дороги от станции Солдатская до города Тырныауз, международного аэропорта и жилых комплексов в Нальчике. Сейчас они изучают документы, а мы изучаем их предложения», — говорит Алий Мусуков.

Не успела делегация Кабардино-Балкарии вернуться из Франции, как в республику приехали представители австрийской компании Doppelmayr — всемирно известного производителя оборудования для канатных дорог. Микаэль Доппельмайер лично поднялся на Эльбрус на высоту 3500 м, до станции «Мир». В вагончике старой канатки, построенной еще в советские времена, он поделился впечатлениями: «Мы увидели, что горнолыжный комплекс вокруг Эльбруса имеет очень большой потенциал, сейчас его развитие на хорошем пути. Не исключено, что и наш следующий шаг будет как раз на Эльбрус. Кроме того, мы, возможно, примем участие в развитии еще одного курорта — горы Чегет.

На Северный Кавказ нас пригласил господин президент Кабардино-Балкарии. Мы построили канатные дороги в 76 странах — во всех климатических зонах, во всех самых знаменитых горнолыжных комплексах. И этот всемирный опыт мы с удовольствием применим для развития курортов в Приэльбрусье. Сейчас будем работать над теми материалами, которые мы здесь получили, чтобы потом довести этот курорт до настоящего уровня!»

В республике не исключают, что первые документы о сотрудничестве с Doppelmayr будут подписаны в этом году. Ручку для этого президент Арсен Каноков Микаэлю Доппельмаейру уже подарил…


Трасса номер один

Сегодня наиболее освоенный участок будущего рекреационного комплекса Приэльбрусья — курортная зона «Эльбрус». Год назад в дополнение к старой канатке здесь пущена первая очередь новой канатной дороги гондольного типа «Азау—Старый Кругозор». «Потенциал этой канатки колоссальный — только первая очередь рассчитана на 2400 человек в час! Пока что пиковые нагрузки только 3000 человек в день, например, во время новогодних каникул. Дело в том, что в последние годы этот курорт оставался востребованным только теми, кто давно знает и любит эти места, фанатами, которые едут сюда со всей страны», — говорит генеральный директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Тимур Аброков.

Однако востребованность курорта растет. По данным ОАО «Эльбрустурист», сейчас все гостиницы Приэльбрусья вместе с частным сектором могут разместить одновременно около 4300 отдыхающих. В ближайшие два-три года цифру планируется утроить — до 12,5 тысячи. «На наших глазах после запуска первой очереди новой канатной дороги здесь выросли четыре новые гостиницы. Сейчас строится еще несколько. А с пуском целой серии новых канатных дорог гостиничный сектор, надеемся, будет развиваться еще более интенсивно», — подтверждает Тимур Аброков.

В период же последних новогодних каникул на «Старом Кругозоре» было тесно, как в московском метро. Мощность новой канатки в разы превышает возможности старой и ведет к основным горнолыжным трассам, расположенным выше 3000 метров. Правда, уже в этом году планируется построить вторую очередь дороги — «Старый Кругозор—Мир», и начать третью — «Мир—Гарабаши».

В прошлом году первой в стране прошла сертификацию горнолыжная трасса «Азау». Ей присвоили первый номер в реестре, а в республике стали называть трассой номер один в России. Сейчас здесь осваивают принципиально новые для России виды спорта, например айрбординг (спуск по склону, лежа на надувной платформе). Пока новшество носит характер эксперимента, но, если дело пойдет, трассы для айрбординга готовы сертифицировать и развивать это направление в полном масштабе.

Другие большие планы связаны с безопасностью туристов. «Иной турист, — сокрушается генеральный директор “Канатных дорог Приэльбрусья”, — два-три раза прокатившись по выложенной трассе, теряет к ней интерес. Потом идет туда, куда идти если и можно, то лишь в сопровождении профессиональных инструкторов или спасателей. Многие этим требованием пренебрегают, не регистрируются ни в МЧС, ни у нас. Последствия могут быть самые печальные». Однажды на Эльбрусе замерзла группа японских альпинистов — шли под руководством своего инструктора, который покорял главную вершину Европы семь раз. Японцы просто не послушались местных спасателей, предупреждавших о неблагоприятной для восхождения погоде. Ушли, не взяв с собой рацию… Совсем недавно спасатели вытаскивали из водопада лыжника с десятилетнем стажем — казалось бы, знает на эльбрусских трассах каждый поворот. Уникальная спасательная операция прошла успешно, пострадавший через неделю снова стоял на лыжах.

На станциях канатной дороги красуются предупреждающие щиты — не помогает. Нарушителей правил хотели даже штрафовать — поняли, что тоже не поможет, скорее наоборот, станет дополнительным раздражающим фактором. В итоге решили, что единственный способ обеспечить безопасность тем, кто ищет опасность, — максимально исключить ее так таковую. Сейчас здесь налаживают систему видеонаблюдения, чтобы вести туриста постоянно, на протяжении всей трассы. Это решит проблему поиска тех, кто «закатался» допоздна и потерялся. В мастер-плане развития Приэльбрусья прописан целый комплекс подобных мер — вплоть до создания вдоль трасс и альпинистских маршрутов убежищ с «тревожными» кнопками вызова спасателей и видеонаблюдением.
Генплан будущего

Один из местных бизнесменов рассказал, как пригласил в Приэльбрусье друга из США — тот оказался фанатом горнолыжного спорта, объездил все мировые курорты и давно рвался на Северный Кавказ. Американец влюбился в Эльбрус с первого взгляда. Единственное, что вызвало недоумение, — гостиничный сервис. «Мы поселили его в лучшую частную гостиницу, — вспоминал наш собеседник, — с евроремонтом. Он потом говорил: “Апартаменты — пять звезд, сервис — без звезд вообще”».

Сервис «без звезд» скоро уйдет в прошлое: неизбежное увеличение количества гостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг. В этом убеждены и в правительстве Кабардино-Балкарии, и в ОАО «Эльбрустурист», призванном стать базовой организацией в развитии новой туристической инфраструктуры Приэльбрусья. Сейчас в ведении «Эльбрустуриста» находятся все эксплуатируемые горнолыжные трассы, канатные дороги (кроме новой канатки «Азау—Старый Кругозор», которая, впрочем, в этом году также должна влиться в состав «Эльбрустуриста»), а также часть гостиничного фонда. «Рассматривается вариант, при котором все государственные активы в курортно-туристической сфере объединятся в одну организацию. А потом, увеличивая капитализацию, будем приглашать дополнительных инвесторов, акционеров», — рассказывает глава «Эльбрустуриста» Азрет Сабанчиев. Предстоит не только расширить гостиничный сектор, но и увеличить его класс. Объем капитализации ОАО «Эльбрустурист» к концу этого года предположительно составит около 3 млрд рублей, а со строительством второй и третьей очереди новой канатной дороги — около 7 млрд.

При этом застройка Приэльбрусья будет вестись согласно разработанному генеральному плану — республиканское правительство заказало этот стратегический документ, ожидая здесь настоящего строительного бума, который и последует, как только генплан будет утвержден. «От желающих построить что-нибудь в Приэльбрусье отбоя нет уже сегодня. Основным ограничителем является отсутствие выделенных земельных участков. Все, что там есть сейчас, — построено стихийно. Но правительство республики убеждено, что развивать эту территорию нужно планово. Все, что будет строиться теперь, будет полностью соответствовать единой концепции и действующему законодательству», — объясняет глава республиканского Минэкономики Алий Мусуков.

Государственные инвестиции на строительство современной инфраструктуры Приэльбрусья по федеральной целевой программе «Юг России» составляют 5 млрд рублей. Финансирование начинается уже в этом году: за счет федеральных средств предполагается реализовать проекты строительства автомобильных дорог к будущим основным курортным зонам, в том числе автотрассы от Кавминвод до Джилы-Су, которую планируется построить за три-четыре года. На очереди начало строительства международного аэропорта и железной дороги, которые откроют возможности для развития курортов жемчужины Кавказа. «Потенциал Приэльбрусья настолько велик, даже сейчас мы лишь на уровне общей концепции можем себе представить все, что здесь возможно сделать! Сейчас мы говорим о проекте, рассчитанном на одновременное пребывание здесь 35 тысяч туристов. А со строительством нового аэропорта и новых дорог возможна реализация проектов и на 60 тысяч человек!» — говорит генеральный директор ОАО «Эльбрустурист» Азрет Сабанчиев.

Остается лишь напомнить, что туристические возможности Кабардино-Балкарии не ограничиваются Приэльбрусьем. Нальчик, столица республики, сам по себе курорт когда-то всесоюзного значения. В комплексной программе пребывания туристов, рассчитанной на 21 день, семь дней отводилось именно ему. На территории республики расположены четыре живописнейших ущелья, озера с лечебными грязями, недалеко от Нальчика сказочные Долина нарзанов и чегемские водопады. «Эти и другие объекты включены в программу развития туристического комплекса республики, которая уже согласована с Минфином России. Будем находить для них источники финансирования — и федеральные, и местные. Надо просто приложить некоторые усилия и вложить некоторое количество денег, а потенциал — огромный!» — подводит итог заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Заур Барагунов.

===================================

Основу развития туристической рекреации в Кабардино-Балкарии сегодня составляют пять крупных инвестпроектов: курортные зоны «Эльбрус», «Чегет», «Чиперазау», «Юсеньги» и туристско-рекреационный комплекс «Джилы-Су» на северо-восточном склоне Эльбруса.

Проект развития горы Чегет: 9 канатных дорог разного типа (гондольные, кресельные, маятниковая) общей пропускной способностью 19 500 человек в час. 17 горнолыжных трасс разной степени сложности протяженностью 24,95 км. Жилой сектор — гостиницы и турбазы — на 2970 мест. Сумма инвестиций в проект — 195,4 млн евро, срок окупаемости — 180 месяцев.

Проект «Чиперазау» — создание нового ареала горнолыжного спорта в непосредственной близости от наиболее освоенного участка Эльбруса. 7 канатных дорог разного типа мощностью 13 500 человек в час, 15 горнолыжных трас протяженностью 23,21 км, гостиницы и турбазы на 3375 отдыхающих. Стоимость проекта –140,4 млн евро, окупаемость — 157 месяцев.

Проект «Эльбрус» — 5 канатных дорог (4 гондольных и одна кресельная) и 2 буксировочных парных подъемника с пропускной способностью 13 400 человек в час. 11 трасс общей протяженностью 24,14 км, рассчитанные на 2725 в час. Жилой сектор на 3240 туристов. Объем инвестиций — 160,7 млн евро, срок окупаемости — 163 месяца.

Проект «Юсеньги» — 4 гондольных и 5 кресельных подъемников пропускной способностью 20 600 человек в час, 19 горнолыжных трасс длиной в 35,9 км. Жилой сектор — 3915 мест. Инвестиции в проект — 197,56 млн евро, срок окупаемости — 175 месяцев.

Туристско-рекреационный комплекс «Джилы-Су» (северо-восточный склон Эльбруса). Протяженность трасс — 200 км. Определены 7 основных зон освоения площадью 700 га. Планируется строительство 17 канатных дорог. На первом этапе развития курорт сможет принимать одновременно до 10 тысяч человек. Объем инвестиций — 1848 млн евро, окупаемость — 81 месяц.

===================================

Развенчание мифа

Алена Седлак, редактор отдела «Политика» «Эксперт Юг»

Кабардино-Балкария готова к экономическому прорыву. Несмотря на то что инерция экономического застоя, длившегося почти до конца 2006 года, и сейчас сказывается на многих показателях, власти республики заявляют о своем намерении принципиально изменить ситуацию в обозримом будущем

Согласно оценкам «Эксперт РА» , Кабардино-Балкарскую Республику сегодня еще никак нельзя назвать лидером по инвестиционной привлекательности среди регионов России. Но, по мнению местных чиновников, сегодня в Кабардино-Балкарии подготовлен плацдарм для будущего экономического скачка, который будет совершен в ближайшие пять-десять лет. Основные ставки делаются на развитие туризма, АПК, гидроэнергетики и инновационной промышленности.
Игра по правилам

Сегодня федеральные дотации в бюджет Кабардино-Балкарии составляют около 55%. Два года назад республиканская казна пополнялась за счет дотационных средств на 72%. Пока повышение собственных доходов связано с наведением порядка в экономике региона, в первую очередь в фискальной политике. «В основном налоговый рост на первом этапе реформ достигается за счет более грамотного собирания налогов с действующих предприятий, в том числе за счет вывода зарплат из тени. Быстрее всего у нас растет налог на доходы физических лиц — за 2007 год рост составил около 80 процентов», — объясняет министр экономического развития и торговли Кабардино-Балкарии Алий Мусуков. По словам министра, еще одна статья дохода в республиканском бюджете, существенно выросшая в последние годы, — стремительно развивающийся малый бизнес. Налог на вмененный доход, который платят малые предприятия, в 2007 году увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.

С крупным бизнесом пока сложнее. Впрочем, в республике уверены, что привлечение серьезных инвестиций и открытие крупных предприятий — дело ближайшего времени. При этом в Кабардино-Балкарии точно знают, что и где именно надо строить и развивать. «Одновременно с наведением порядка в экономике мы занимались долгосрочным и среднесрочным планированием, создавали базу, на которой будут реализовываться крупные инвестпроекты. В 2006 году разработали стратегию развития республики до 2022 года. На ее основании создали среднесрочную программу развития на ближайшие пять лет. На стадии согласования схема территориального планирования — документ, определяющий развитие региона на три-четыре десятилетия вперед. То есть сегодня у нас есть вся документация, над которой многие российские регионы пока только работают!» — не без гордости отмечает Алий Мусуков.

Наиболее амбициозные планы Кабардино-Балкарии напрямую связаны с развитием транспортной инфраструктуры. Сейчас ключевые проекты — строительство международного аэропорта в Нальчике, новой ветки железной дороги до города Тырныауз и развитие инфраструктуры Приэльбрусья. Во всех трех случаях главным инвестором должно выступить государство. Проекты аэропорта и железной дороги планируется включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая сейчас разрабатывается. По аэропорту, строительство которого начнется в 2009 году (общая стоимость проекта — более семи миллиардов рублей), уже есть окончательная договоренность — 5,5 миллиарда на этот объект будет выделено из федерального бюджета. Недостающие средства республика будет привлекать сама.

Такая же схема рассматривается и по финансированию строительства железной дороги. Реализация проекта запланирована с 2010−го по 2015 год, его стоимость тоже около семи миллиардов, и четыре из них, весьма вероятно, будет выделено из федерального бюджета.


«Послеплановая» экономика

Сейчас около 30% в общем объеме промышленного производства Кабардино-Балкарии принадлежит ОАО «Кавказкабель» — предприятию по-своему уникальному. Ему, фактически единственному в республике, удалось почти безболезненно пережить «дикие 90−е», оставаясь все эти годы одним из главных поставщиков средств в республиканский бюджет. Предприятие вовремя акционировалось (изначально владельцами акций был коллектив завода, с 2004 года в состав акционеров вошла крупная московская компания «Франкарт», которой сейчас принадлежит 80% акций предприятия), за счет грамотного менеджмента довольно быстро сменило подходы плановой экономики на новые, каких требовали тогда еще малопонятные рыночные отношения. «Мы стали бурно осваивать новые виды продукции — выпускали все то, чего требовал рынок. Лет за пять ассортимент нашей продукции увеличился в три-четыре раза. Сейчас только два-три процента того, что мы выпускаем, остается в Кабардино-Балкарии, основная масса продукции идет в другие регионы России и страны СНГ, 30–35 процентов выпускаемой продукции составляют нефтепогружные кабели, поэтому основные потребители — “Роснефть”, “ЛУКойл”, ТНК», — рассказывает исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Кавказкабель» Владимир Кузнецов. Секрет борьбы с конкурентами из Центральной России и Сибири — более низкая цена продукции при том же качестве. В этом смысле кабардино-балкарскому предприятию удалось использовать специфику региона (например, более низкий уровень средней заработной платы) себе на пользу: себестоимость по ряду объективных причин здесь оказывается ниже, чем у конкурентов. В прошлом году прибыль ОАО «Кавказкабель» составила около 140 млн рублей.

Ближайшие пять-семь лет руководство предприятия намерено посвятить техническому перевооружению производства: рынок требует нового качества, а новое качество — иных технологий. По словам Владимира Кузнецова, только в этом году в новое оборудование планируется вложить 150 млн рублей. В частности, завод собираются оснастить современной финской линией для производства силового кабеля (стоимость оборудования около 3 млн евро), а также ускорителем электронов, который позволит использовать принципиально новую технологию при производстве нефтепогружных кабелей.

Еще одно наследство от той же плановой экономики советского образца: ОАО «Кавказкабель» было вынуждено почти все необходимые для производства материалы везти из дальнего далека — с Урала, например. Отчасти проблема начала решаться в 2004 году, когда рядом, практически «через забор», заработало ООО «Налкат» — предприятие по выпуску медной катанки, используемой при производстве различных видов кабельной продукции. На некоторое время «Кавказкабель» стал основным потребителем продукции соседа — в 2006 году на завод уходило до 90% катанки, произведенной ООО «Налкат». Сейчас эта доля составляет 60–65%. «Нам экономически выгодно продавать свою продукцию у себя в республике — хотя бы из-за того, что не нужно нести транспортные расходы. Но для того чтобы снизить риски, возникающие при работе только с одним предприятием, постепенно стали осваивать рынок в других регионах — в Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Урале, в Сибири», — рассказывает руководитель ООО «Налкат» Хабас Кармов. Особенность технологии, используемой на этом предприятии, в том, что в качестве сырья берется не чистая медь, а медный лом. При этом итальянское оборудование, усовершенствованное местными умельцами, позволяет получать готовый продукт, минуя несколько промежуточных стадий — в печь закладывается лом, на выходе — медная катанка, соответствующая ГОСТу. «Споров было много, можно ли включать нашу катанку в утвержденный ГОСТ. Многие специалисты просто не верили, что нам удается получать достаточно высокое качество при использовании нашего сырья и нашей технологии. Однако взяли образцы на одном из заводов, куда мы поставляем катанку, провели анализ — и вынуждены были признать, что не правы!» — гордится Хабас Кармов. Теперь технологию «Налката» пытаются применять в других регионах, а недавно на один из уральских заводов сманили главного металлурга. Сейчас ООО «Налкат» в Кабардино-Балкарии считают одним из успешных, динамично развивающихся предприятий. В прошлом году объем производства увеличился в 1,5 раза. В этом планируют добиться роста еще на 10–15% за счет ремонта печи, который сейчас проводят специалисты, приглашенные из Австрии.
Первые ласточки

«Качество — это когда возвращаются клиенты, а не автобусы!» — такой лозунг, выведенный на сине-голубой растяжке, украшает сборочный цех завода «Волжанин-КБР» в городе Баксан. Ни один автобус пока не вернулся. Правда, здесь успели собрать всего около десятка машин — первый автобус «Волжанин-5270» выехал из ворот баксанского цеха 30 января этого года.

Кабардино-Балкария — географический центр Южного федерального округа. Это показалось головному «Волжанину» (город Волжский Волгоградской области) весьма привлекательным — «южный филиал» предприятия запускали в расчете на южный же рынок сбыта. Правда, пока основными заказчиками ЗАО «Волжанин-КБР» являются тот же Волгоград и Московская область, но уже в следующем году завод, возможно, будет производить автобусы для родной республики и других регионов ЮФО.

Первый сборочный цех «Волжанин-КБР» планировали открыть к середине 2008−го — на реконструкцию помещения бывшего оборонного предприятия, где разместился завод, отводилось около года. Уложились в 5,5 месяца. «Было столько желания побыстрее начать производство, что сократили сроки в два раза. Сейчас занимаемся только сборкой, но за год хотим освоить и сварку кузовов, и самостоятельное производство ряда деталей. На один автобус идет около 2500 наименований, примерно 500 мы собираемся производить самостоятельно», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Волжанин-КБР» Аслан Сантиков. По его словам, общий объем инвестиций в проект составляет порядка 300 млн рублей. Окупить затраты планируется за два года. «Пока мы собираем три модификации автобусов “Волжанин”, рассчитанные на городские, пригородные и междугородние перевозки. Уже есть заказ на сто машин, это на ближайшие полгода. К концу года выйдем на производство тридцать машин в месяц, но, думаю, потом будет и сорок, и пятьдесят. Численность работающих при этом планируется довести до пятисот, а со временем до тысячи человек», — делится планами руководитель кабардино-балкарского «Волжанина».

«Волжанин-КБР» — это, пожалуй, первый крупный проект в сфере промышленности, который пока удалось реализовать на территории республики. В правительстве КБР признают, что сегодня промышленное производство в регионе пока еще в состоянии, далеком от желаемого: имеющиеся мощности используются на 30–60%, а основные фонды большинства предприятий практически не обновляются из-за нехватки средств. Чтобы переломить ситуацию, в ближайшие три года планируется реализовать 35 новых промышленных инвестпроектов общей стоимостью 4,6 млрд рублей. В частности, для повышения инвестиционной привлекательности уже в этом году в пригороде Нальчика хотят создать промзону со всей необходимой инфраструктурой — под нее выделяется около 250 гектаров земли. Планируется, что размещаться здесь будут в первую очередь инновационные предприятия.

Еще одна точка роста для промышленного сектора в Кабардино-Балкарии — Тырныаузский горно-обогатительный комбинат. Вольфрамо-молибденовое месторождение в районе города Тырныауз, по данным экспертов, содержит не меньше трети мировых запасов этого сырья. Правда, сам комбинат давно не работает — правительство республики несколько лет ведет поиск инвестора, готового провести дорогостоящую модернизацию уникального предприятия. Впрочем, по словам министра экономики республики, в последний год ситуация с поиском инвестора для Тырныаузского ГОКа коренным образом изменилась. «Раньше мы за ними ходили, а теперь — они за нами. И суммы инвестиций теперь называются совершенно другие! В 2005 году начинали говорить о 60 миллионах долларов — это казалось сумасшедшей суммой. Мы шли на удешевление проекта, на частичную модернизацию — но 20 миллионов тоже казалось много! Теперь сами потенциальные владельцы Тырныаузского ГОКа предлагают проект модернизации стоимостью 120 миллионов. Сейчас комбинатом интересуются несколько крупных компаний. Мы работаем со всеми и пока не приняли окончательного решения», — сказал «Эксперту» Алий Мусуков.
Тепло, светло и вкусно

Однако, согласно разработанной стратегии развития КБР, в число «приоритетов первой очереди» промышленный комплекс не входит. В ближайшие годы республика намерена серьезно продвинуться в создании туристско-рекреационной зоны. «Помимо этого будем развивать АПК и гидроэнергетику. С развитием горнолыжных курортов в разы возрастет потребность в энергоресурсах — значит, необходимо строить новые электростанции. В этом году в КБР вводится в строй второй блок каскадов Нижне-Черекских ГЭС, которые начинали строить еще в середине 90−х. Больше ГЭС такого масштаба строить не планируем — они недостаточно экологичны. Вместо них мы намерены создать систему малых ГЭС на горных реках. Таких проектов у нас около сорока. Сейчас уже начато строительство четырех из них», — рассказывает Алий Мусуков.

То же самое касается агропромышленного комплекса — в республике намерены в разы увеличить приток туристов. А их, ясное дело, надо кормить. Следовательно, необходимо производить много хороших и разных продуктов. В Кабардино-Балкарии в агропромышленной отрасли традиционно доминировали овощеводство и консервная промышленность — их-то сейчас и возрождают на новом уровне, согласно запросам современного рынка. Некоторый опыт «продвинутого овощеводства» уже накоплен: около двух лет в республике работает предприятие «Агро плюс», специализирующееся на выращивании и консервировании свежих овощей.

Изначально на предприятии, впрочем, собирались заниматься только консервированием, но оказалось, что продукцию в таком количестве и такого качества в республике не выращивает никто. Теперь у «Агро плюс» в аренде около 1,5 тыс. гектаров земли. Огурцы выращивают, как виноград — на шпалерах, а, например, горох — в горах, на высоте 850 метров. «У нас малоземельный регион, зато есть возможность размещать поля на разных высотах — за счет этого и добиваемся повышения урожаев. Если раньше огурцов, помидоров собирали 20–30 тонн с гектара, то в прошлом году собрали по 60 тонн. Теперь хотим довести эту цифру до 100 тонн. На малоземелье нельзя разбрасываться, нужно использовать каждый клочок земли и не жалеть затрат. Мы приобретаем высокоурожайные дорогостоящие семена, используем дорогое, но максимально эффективное оборудования для орошения», — говорит генеральный директор «Агро плюс» Заурбек Кунижев. Сейчас ассортимент консервной продукции «Агро плюс» — огурцы, помидоры, зеленый горошек, лечо, томатная паста, ассорти. В этом году здесь собираются освоить производство консервированной фасоли молочно-восковой зрелости. «В России этого еще никто не делал! Разница будет как между зеленым горошком, произведенным из свежих и сушеных плодов», — обещает руководитель предприятия. Среди партнеров кабардино-балкарского «Агро плюс» известные марки «Балтимор», «Фрау Марта», «4 сезона» и другие. Впрочем, вскоре овощи из КБР будут поступать в продажу под собственным брендом — недавно ООО «Агро плюс» выкупило часть торговой марки «Довгань». Сейчас занимаются расширением производства — в Майском районе республики строится еще один консервный завод ООО «Агро плюс». В целом же Кабардино-Балкария намерена в ближайшие годы довести свою долю на российском рынке овощных консервов до 17–18% (в 2006 году было 9,5%).
Ничуть не страшно!

Впрочем, для подтверждения перспективных и амбициозных планов требуются объективные показатели, иллюстрирующие и серьезность перспектив, и реальность планов. Один из них — динамика роста цен на жилье в регионе. В Кабардино-Балкарии в последние годы жилье стало дорожать. «Некоторое время республика находилась в яме по ценам на недвижимость. То есть в Кабардино-Балкарии жилье годами стоило дешевле, чем в соседних субъектах. Сейчас уровень цен как минимум сравнялся со средними по Югу России показателями. Это значит, что люди уверены в завтрашнем дне и хотят покупать здесь недвижимость», — комментирует ситуацию генеральный директор ОАО «Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация» Максим Рудь.

Кабардино-Балкарская ипотечная корпорация была создана год назад как региональный оператор федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, до сих пор в республике отсутствовавший. Кроме повышения доступности ипотеки для жителей КБР корпорация за счет предоставления возможности рефинансирования выданных кредитов привлекает к системе ипотечного кредитования региональные банки, у которых отсутствуют долгосрочные кредитные ресурсы, и таким образом способствует развитию банковского сектора Кабардино-Балкарии.

Руководитель Ипотечной корпорации констатирует, что в целом с задачами первого этапа работы корпорации удалось справиться: за период чуть более полугода по программе Республиканской ипотечной корпорации выдано более 37 млн рублей кредитов. При этом все кредиты, выданные в прошлом году, рефинансированы. «Конечно, определенные сложности создает фактор “кавказского имиджа”, на самом деле реалиям Кабардино-Балкарии никак не соответствующий. В итоге просто приходится работать лучше остальных, чтобы доказать партнерам, что с нами можно и нужно иметь дело», — рассуждает Максим Рудь.

Об осторожности в отношении к республике говорили все без исключения собеседники «Эксперта» в Кабардино-Балкарии. Сегодня негативный имидж Северного Кавказа все еще остается одним из сдерживающих факторов для инвесторов и партеров по бизнесу. Правда, те, кто все-таки пришел сюда работать, о своем решении не жалеют — для них миф об опасности уже развеялся, а плюсы работы в регионе все чаще перевешивают минусы.

=================================

"Кавказ долгое время был и еще остается регионом, к которому инвесторы относятся с особой осторожностью. Нельзя сказать, чтобы это предубеждение совсем уж не имело под собой реальных оснований, но очень во многом это уже устаревший стереотип, сильно осложняющий работу региональным властям. И одной из главных задач своей администрации и республиканского правительства я всегда считал работу по улучшению имиджа Кабардино-Балкарии.

Сейчас благодаря работе журналистов и аналитиков ИД «Эксперт» мы имеем возможность представить обзор республиканской экономики читателям столь уважаемого издания. Когда руководители республиканских министерств и ведомств и наши бизнесмены передавали специалистам «Эксперта» свои статистические материалы и встречались с ними для интервью, у нас не было иллюзий. Я не ожидал от аналитиков ИД заоблачных рейтингов и незаслуженных комплиментов нашей работе. Для нас это еще одна возможность взглянуть на наши проблемы со стороны и сделать для себя правильные выводы.

Надо сказать, наши ожидания оправдались: расчеты аналитиков ИД «Эксперт» исчерпывающе иллюстрируют экономическую ситуацию в КБР, показывают, в чем дела у нас идут лучше, а где еще нужно хорошо поработать. Полагаю, что материалы этого обзора помогут и читателям журнала узнать что-то новое о нашей республике, возможно, избавиться от устаревших стереотипов и даже задуматься о том, что Кабардино-Балкария — это весьма перспективная инвестиционная площадка".


Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков

=================================


Подписка на акции, специальные предложения, популярные туры, вебинары и новости от туроператора по активному и приключенческому туризму «Команда Приключений АльпИндустрия».
* Фамилия: Не указана фамилия
* Имя: Не указано имя
* E-mail: Неверный E-mail
Телефон: +7 Не указан телефон
Договор публичной оферты для физических лиц

Основные понятия
Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на сайт http://www.alpindustria-tour.ru без цели размещения запроса/обращения.
Пользователь — физическое лицо, посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий оставить письменные обращения, разместить запросы на участие в программах и мероприятиях Команды приключений Альпиндустрия.
Команда приключений Альпиндустрия (далее КПА) — Общество с ограниченной ответственностью "Альпайн Групп" (ОГРН 5147746028800, ИНН 7701406636, КПП 770101001, местонахождение: 105037, г. Москва, ул. Первомайская д. 18, стр. 1).
Сайт — http://www.alpindustria-tour.ru.

1. Общие положения
1.1. КПА предлагает программы и наземное обслуживание на сайте по адресу http://www.alpindustria-tour.ru или же через мобильные приложения для операционных систем iOS и Android.
1.2. Отправляя свои данные во время запросов и обращений через сайт КПА, Пользователь соглашается с условиями обработки персональных данных. В случае несогласия с настоящим Пользовательским соглашением (далее — Соглашение / Публичная оферта) Пользователь обязан немедленно прекратить использование сервиса и покинуть сайт http://www.alpindustria-tour.ru.
1.3. Настоящие Условия и информация о потребительских свойствах программ и наземного обслуживания, представленная на Сайте, являются публичной офертой в соответствии со ст.435 и п.2 ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.4. Соглашение может быть изменено КПА в одностороннем порядке без уведомления Пользователя/Посетителя. Новая редакция Соглашения вступает в силу по истечении 10 (Десяти) календарных дней с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено условиями настоящего Соглашения.
1.5. Публичная оферта признается акцептованной Посетителем Сайта с момента регистрации Посетителя на Сайте, оформления запроса или обращения без авторизации на Сайте, через мобильные приложения для операционных систем iOS и Android, а также с момента принятия от Пользователя запроса по телефонам
8 (495) 229-5070 (для звонков из Москвы) и 8 (800) 555-50-32 (для звонков из регионов, МО, кроме Москвы).
Сообщая в КПА свой e-mail и номер телефона, Посетитель Сайта/Пользователь дает согласие на использование указанных средств связи КПА, в целях осуществления рассылок рекламного и информационного характера, содержащих информацию о скидках, предстоящих и действующих акциях и других мероприятиях КПА, а также иную информацию, непосредственно связанную с выполнением обязательств Пользователем в рамках настоящей Публичной оферты.

2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление возможности Пользователю использовать формы коммуникаций для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По адресу http://www.alpindustria-tour.ru.
2.2. Данное Соглашение распространяется на все виды программ и услуг, представленных на Сайте, пока такие предложения с описанием присутствуют в каталоге КПА.

3. Регистрация на сайте
3.1. Регистрация на Сайте осуществляется с помощью стационарной страницы формы обращения или запроса.
3.2. Регистрация на Сайте не является обязательной для оформления обращения или отправки запроса.
3.3. КПА не несет ответственности за точность и правильность информации, предоставляемой Пользователем при отправке информации.
3.4. Пользователь обязуется не сообщать третьим лицам логин и пароль, указанные Пользователем при регистрации. В случае возникновения у Пользователя подозрений относительно безопасности его логина и пароля или возможности их несанкционированного использования третьими лицами, Пользователь обязуется незамедлительно уведомить об этом КПА, направив соответствующее электронное письмо по адресу: inbox@alpindustria-tour.ru.
3.5. Общение Пользователя с  менеджерами и иными представителями КПА должно строиться на принципах общепринятой морали и коммуникационного этикета. Строго запрещено использование нецензурных слов, брани, оскорбительных выражений, а также угроз и шантажа, в независимости от того, в каком виде и кому они были адресованы.

4. Конфиденциальность и защита информации
4.1. Персональные данные Пользователя обрабатывается в соответствии с ФЗ «О персональных данных» № 152-ФЗ.
4.2. При регистрации на Сайте Пользователь предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, Отчество, контактный номер телефона, адрес электронной почты, дату рождения, пол и пр. информацию.
4.3. Предоставляя свои персональные данные КПА, Посетитель Сайта/Пользователь соглашается на их обработку КПА, в том числе в целях выполнения КПА обязательств перед Посетителем Сайта/Пользователем в рамках настоящей Публичной оферты, продвижения КПА своих услуг, проведения электронных и sms опросов, контроля результатов маркетинговых акций, клиентской поддержки, организации наземного сервиса, проведение розыгрышей призов среди Посетителей Сайта/Пользователей, контроля удовлетворенности Посетителя Сайта/Пользователя, а также качества услуг, оказываемых КПА.
4.4. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
4.4.1. КПА имеет право отправлять информационные, в том числе рекламные сообщения, на электронную почту и мобильный телефон Пользователя с его согласия, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение сообщения. Пользователь вправе отказаться от получения рекламной и другой информации без объяснения причин отказа путем информирования КПА о своем отказе по телефону 8 (495) 645-57-73 (для звонков из Москвы) и 8 (800) 775-16-30 (для звонков из регионов) либо посредством направления соответствующего заявления на электронный адрес Продавца: inbox@alpindustria-tour.ru, либо посредством сервиса автоматической отписки. Сервисные сообщения, информирующие Пользователя о запросе/обращении и этапах его обработки, отправляются автоматически и не могут быть отклонены Пользователем.
4.4.2. Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем отзыва акцепта настоящей Публичной оферты.
4.5. КПА вправе использовать технологию «cookies». «Cookies» не содержат конфиденциальную информацию. Посетитель / Пользователь настоящим дает согласие на сбор, анализ и использование cookies, в том числе третьими лицами для целей формирования статистики и оптимизации рекламных сообщений.
4.6. КПА получает информацию об ip-адресе посетителя Сайта www.alpindustria-tour.ru. Данная информация не используется для установления личности посетителя.
4.7. КПА не несет ответственности за сведения, предоставленные Пользователем на Сайте в общедоступной форме.
4.8. КПА вправе осуществлять записи телефонных разговоров с Пользователем. При этом КПА обязуется: предотвращать попытки несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе телефонных переговоров, и/или передачу ее третьим лицам, не имеющим непосредственного отношения к исполнению Заказов, в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Срок действия Публичной оферты
5.1 Настоящая Публичная оферта вступает в силу с момента ее акцепта Посетителем Сайта/Пользователем, и действует до момента отзыва акцепта Публичной оферты.

6. Дополнительные условия
6.1. КПА вправе переуступать либо каким-либо иным способом передавать свои права и обязанности, вытекающие из его отношений с Пользователем, третьим лицам.
6.2. Сайт и предоставляемые сервисы могут временно частично или полностью недоступны по причине проведения профилактических или иных работ или по любым другим причинам технического характера. Техническая служба КПА имеет право периодически проводить необходимые профилактические или иные работы с предварительным уведомлением Пользователей или без такового.
6.3. К отношениям между Пользователем и КПА применяются положения Российского законодательства.
6.4. В случае возникновения вопросов и претензий со стороны Пользователя он должен обратиться к КПА по телефону или иным доступным способом. Все возникающее споры стороны будут стараться решить путем переговоров, при недостижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в судебный орган в соответствии с действующим законодательством РФ.
6.5. Признание судом недействительности какого-либо положения настоящего Соглашения не влечет за собой недействительность остальных положений.
Подтвердите согласие с договором-офертой
* Код подтверждения: Неверный код подтверждения
Форма заполнена неверно
Пожалуйста, дождитесь завершения отправки данных!
Главная  >  Статьи  >  Журнал Эксперт: Горы европейского уровня

Яндекс.Метрика Туроператор по активному и приключенческому туризму
«Альпиндустрия-Тур»

Адрес: 105037, Россия, Москва, Первомайская 18
Телефон: +7 (495) 229-50-70
Факс: +7 (499) 367-31-83
E-mail: inbox@alpindustria-tour.ru
При републикации материалов активная ссылка
на alpindustria-tour.ru обязательна.

Мы принимаем платежи: